Ответ Патриархии Украинской Автокефальной Православной Церкви на обращение духовенства УПЦ КП от 08.04.2014

 Всечестные отцы!

Прежде всего позвольте поблагодарить вас за искреннюю любовь к Украине и желание церковного единства. Мы все – дети Украины и всем сердцем болеем за ее судьбу. Объединяет нас и другое: желание строить церковную жизнь на основе автокефалии и в форме единой поместной Церкви.

Все мы стремимся к поместности и церковному единству. Но каждый из нас по-своему видит путь к этому. Как кажется вам, клирикам Киевского Патриархата, церковно-административное единство независимой Украинской Церкви необходимо восстановить немедленно и путем присоединения епархий и приходов УАПЦ к Киевскому Патриархату.

filaret-mefodiy-1024x405

Епископат и священство нашей Церкви также считает достижение церковного единства одним из главных приоритетов церковной жизни. Но мы имеем собственную точку зрения на пути достижения такого единства.

  1. Объединение или присоединение?

Как отмечается в вашем обращении, «Священный Синод УПЦ КП от 22.02.2012 гарантировал сохранение в составе Киевского Патриархата целостности структуры Львовской и Ивано-Франковской епархий УАПЦ во главе с нынешними архиереями». Таким образом, речь идет об уже известной нам точке зрения: епархии и приходы менее многочисленной Церкви (УАПЦ) должны присоединиться к структурам более многочисленной Церкви (УПЦ КП).

Однако количество не является универсальным критерием оценки церковной жизни. Так, к примеру, Московский Патриархат (МП) гораздо многочисленнее Константинопольского. Более того, как неоднократно заявляли представители МП, численность этой Церкви «превышает совокупность членов всех Православных Церквей вместе взятых». Но сравнивая церковное сознание МП и Константинополя, можно прийти к выводу, что численность в данном случае не является главным критерием оценки состояния Церкви.

Как показывает современное состояние МП, – эта Поместная Церковь находится в плену секулярной идеологии [Так, анализируя заявления одного из главных идеологов современной РПЦ руководителя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества прот. Всеволода Чаплина, можно сделать вывод, что идеология «русского мира» имеет четко выраженную этнофилетическую окраску и не соответствует требованиям православной экклезиологии], а ее амбиции основываются на секулярных критериях количественного превосходства и политической прочности [Мнение современного греческого богослова Хр. Яннараса].

Зато малочисленная Константинопольская Церковь твердо хранит кафоличность и православность своего церковного сознания, а ее усилия по поддержке всеправославного единства свидетельствуют, что Вселенский Патриарх Варфоломей достойно несет свое служение в сверхтяжелых исторических условиях.

Таким образом, мы видим, что кроме численности существуют и другие, не менее важные критерии церковной жизни: состояние церковного сознания, история и традиции Церкви, особенности ее церковно-канонического устройства.

Епископат Украинской Автокефальной Православной Церкви осознает, что в силу определенных причин наша Церковь и Киевский Патриархат пользуются различным уровнем поддержки в обществе, и уступает некоторым возможностям Киевского Патриархата [Отметим, в частности, что на протяжении всех лет своего существования в новейший период УАПЦ никогда не пользовалась государственной поддержкой или поддержкой влиятельных экономико-политических групп (в то время как УПЦ МП поддерживала «донецкая» экономично-политическая группа, а УПЦ КП – первый президент Украины Леонид Кравчук и братья Ющенко)].

Понимая это, Украинская Автокефальная Православная Церковь не претендует на то, чтобы объединение православных христиан в Украине происходило на ее основе. Мы лишь хотим, чтобы процесс консолидации не был формальным, а модель объединения предусматривала сохранение УАПЦ как единой церковной структуры.

Примером такой модели объединения является объединение РПЦ и РПЦ за рубежом (РПЦЗ), путем подписания Акта о каноническом общении между Патриархом Московским Алексием II и первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром (17.05.2007).

Хотя РПЦЗ (около 400 приходов) и была в десятки раз меньше МП (27 000 приходов), объединение этих двух Церквей произошло на принципах взаимного уважения к традициям обеих Церквей, а РПЦЗ получила статус самоуправляемой Церкви в составе РПЦ [Согласно пункту 17 Устава РПЦ «самоуправляемой частью РПЦ является также РПЦЗ в совокупности епархий, исторически сложившихся приходов и других церковных учреждений].

С точки зрения «права сильного», РПЦ могла бы и не соглашаться с такой моделью объединения, осуществляя политику поглощения РПЦЗ на приходском уровне. Но идя на уступки, МП только выиграла, поскольку объединение двух российских юрисдикций увеличило авторитет МП в православном мире и стало одним из главных достижений патриаршества Алексия II.

  1. Цель объединения и оптимальные пути к нему

В чем заключается цель объединения Украинской Автокефальной Православной Церкви и УПЦ Киевского Патриархата в современных исторических условиях?

С вашего Обращение понятно, что, по вашему мнению, целью объединения является консолидация украинского общества в противостоянии главному вызову нашего времени – российской военной угрозе.

Действительно, самая большая угроза для Украины, ее государственности и территориальной целостности сегодня заключается в имперской политике современной России. Обескровленная и обессиленная, Украина отстаивает сегодня свою независимость в тяжелой борьбе с российским агрессором. Но консолидация украинского общества против агрессора сегодня фактически состоялась, а проблемы с неприятием украинской идеи существуют сегодня только в Донецком и Луганском регионах, где ни Украинская Автокефальная Православная Церковь, ни Киевский Патриархат фактически не имеют влияния на общественное мнение.

В чем же может заключаться истинная цель нашего объединения? На наш взгляд, такой целью является объединение всех православных христиан в единой поместной Церкви.

Создание единой поместной Церкви – один из главных приоритетов Украинской Автокефальной Православной Церкви. Вместе с тем, по нашему мнению, единая поместная Православная Церковь в Украине должна:

  1. объединить большинство православных верующих в Украине;
  2. получить каноническую легитимизацию своей иерархии со стороны Вселенского Патриарха, а впоследствии и признание своего канонического статуса со стороны Поместных Православных Церквей [Различая понятия «канонической легитимизации» и «канонического признания», мы понимаем под первым признание законности епископских хиротоний (а соответственно и благодатности священнодействий), а под вторым – признание автокефального статуса. К примеру, признавая иерархию Православной Церкви в Америке (Orthodox Church in America), Вселенский Патриархат сегодня не признает ее автокефального статуса, поскольку он был предоставлен этой церковной структуре решением Священного Синода РПЦ (1970)].

Как достичь этой цели? На протяжении многих лет Украинская Автокефальная Православная Церковь последовательно отстаивала два основных аспекта относительно церковного объединения в Украине:

  1. В процесс консолидации Украинского Православия должен быть активно вовлечен Вселенский Константинопольский Патриархат.
  2. Становление единой поместной Православной Церкви должно совершаться при участии епископата УПЦ (МП), которая по количеству своих приходов значительно превышает совокупное количество приходов УПЦ КП и УАПЦ.

Однако события последнего времени внесли определенные коррективы в позиции нашей Церкви.

  1. Позиция Константинополя

С 6 по 9 марта в Константинополе работало Собрание (Синаксис) Предстоятелей Поместных Православных Церквей, на котором было принято решение созвать Всеправославный Собор в Константинополе в 2016 году. И хотя, как ожидается, на Всеправославном Соборе не будут рассматриваться вопросы, по которым не достигнуто предварительное согласие (то есть процедура предоставления автокефалии и автономии, диптихи и т. п.), значение такого Собора тем не менее трудно переоценить. Ведь это будет первое собрание такого уровня и формата со времен Вселенских Соборов.

Созыв такого Собора возможен лишь при условии согласованных действий двух самых влиятельных Поместных Церквей современного Православия: Константинопольской и Русской. Поэтому, к сожалению, перспектива созыва Всеправославного Собора, отразилась и на актуальности для Константинополя украинской проблематики. Как отмечает эксперт: «до 2016 года Константинополь вряд ли будет предпринимать какие-то шаги в украинском направлении» [В. Бурега. Всеправославный собор будет созван уже через два года // Религия в Украине. 11.03.2014].

Какой будет позиция Константинополя по украинскому вопросу в ближайшее время? По состоянию на март этого года Фанар, временно жертвуя своими интересами в Украине, сделал ставку на проведение Всеправославного Собора. Однако победа Майдана, избрание нового Президента и смерть митрополита Владимира в корне изменили церковную и политическую ситуацию в нашей стране и требуют переосмысления со стороны Константинополя.

Отдельно стоит упомянуть о Подписании Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом – историческом событии, которое закрепляет курс нашей страны на евроинтеграцию и открывает период особого внимания к нашей стране со стороны объединенной Европы.

Избрание Украиной европейского курса и установление особых отношений между Киевом и ЕС ставит Фанар перед дилеммой: либо продолжить курс на созыв Собора (который все равно не решит главных проблем современной Православной Церкви), или, пользуясь благоприятными историческими обстоятельствами, положительно разрешить украинский церковный вопрос и таким образом радикально переформатировать мировое православие.

  1. Ситуация в УПЦ после смерти Митрополита Владимира

Как мы отмечали выше, в течение многих лет наша Церковь надеялась, что к процессу создания единой поместной Церкви приобщится епископат УПЦ (МП). Такие надежды мы связывали с фигурой Блаженнейшего Митрополита Владимира, который не скрывал своих симпатий к автокефалии [«Этот статус, – заявил об автокефалии Глава УПЦ МП в интервью изданию News Week 2009 г., – должен увенчать наши усилия. Но сначала надо достичь единства»] и, по мнению Святейшего Патриарха Мстислава, казался главным контрагентом в переговорах об автокефалии с нашей Церковью [«Идите на переговоры с Владимиром», – в частности, наставлял епископат УАПЦ Святейший Патриарх Мстислав, – «потому что судьба автокефалии зависит от переговоров с Митрополитом Владимиром и его Церковью»].

Однако длительная болезнь и смерть Предстоятеля УПЦ МП внесла свои коррективы в перспективы церковного объединения. Реакция гражданского общества (Майдан) и военная агрессия России показали: никакой альтернативы евроинтеграции Украины и консолидации православных в стране на основе полной автокефалии не существует. Зато УПЦ (МП) до сих пор сомневается, сделать ли исторический шаг – поставить перед вселенским православием вопрос об автокефальном и патриаршем статусе Украинской Церкви.

Перед УПЦ (МП) сегодня стоит историческая задача – действительно стать Церковью украинского народа, не только по названию, но и по содержанию. Каким станет будущее этой Церкви? Если раньше гарантом ее развития был факт признания УПЦ (МП) со стороны Поместных Православных Церквей, то сегодня этого явно недостаточно. Времени для определения в этой Церкви фактически нет. И если в ближайшее время епископат УПЦ (МП) не решится начать конкретные шаги к получению поместности, то в будущем эту Церковь ждет маргинализация и общественная ниша «Церкви русской диаспоры».

  1. Модель объединения УАПЦ и УПЦ КП и личность Патриарха Филарета

Священный Синод и новый Предстоятель УПЦ могут выбрать изоляционистский путь и не участвовать в объединительных процессах. Но это не сможет остановить общеправославное движение в Украине к единству и поместности. Примет участие в этом процессе и Украинская Автокефальная Православная Церковь, которая на уровне Предстоятеля и Архиерейского Собора будет настаивать на том, что объединение нашей Церкви и УПЦ Киевского Патриархата должно:

  1. происходить в общецерковном формате, то есть как объединение двух полноценных юрисдикций (а не путем поглощения УПЦ КП приходов или епархий УАПЦ);
  2. совершаться по благословению Вселенского Патриарха Варфоломея (участие которого в объединительном процессе может быть гарантом того, что наше единение будет способствовать каноническому признанию объединенной Церкви со стороны вселенского Православия);
  3. согласно словам св. ап. Павла о необходимости расхождения мнений (1 Кор. 11,19), привести к созданию такой церковной структуры, где бы могли свободно существовать и развиваться епархии и приходы с разными традициями и взглядами на вопросы церковной жизни.

Не секрет, что главным препятствием к объединению долгое время была фигура Патриарха Филарета, который воспринимался клиром и верными УАПЦ как личность противоречивого характера. Однако со временем миссия патриарха Филарета в истории Украинской Церкви становится для церковно-общественных кругов более понятной. В конце 90-х годов патриарх Филарет придерживался изоляционистской линии церковного строительства и остро критиковал Вселенский Патриархат. Однако со временем эта линия была отвергнута, а отношения с Константинополем пересмотрены и переведены в конструктивное русло.

Поэтому, хотя наша Церковь и осуждала некоторые неканонические, на наш взгляд, действия главы Киевского Патриархата в прошлом, – сегодня, когда руководство УПЦ КП ориентируется на сотрудничество с Константинополем и другими Поместными Церквями, – позиция епископата и священства УАПЦ относительно Патриарха Филарета также постепенно меняется.

  1. Установление молитвенного и евхаристического единства между Украинской Автокефальной Православной Церковью и УПЦ Киевского Патриархата

С исторической точки зрения, объединительные процессы не имеют никакой альтернативы. Однако, по нашему мнению, прежде чем ставить вопрос о церковно-административном единстве, нашим Церквям следует пройти период молитвенного и евхаристичного единства.

В связи с этим мы благословляем клириков Украинской Автокефальной Православной Церкви не уклоняться от сослужения и совместной социальной работы со священством УПЦ Киевского Патриархата, уделяя особое внимание патриотическим инициативам и помощи украинской армии.

Коллективная молитва и совместные дела любви между нашими Церквями должны засвидетельствовать перед нашей паствой и вселенским православием (хотя в силу исторических обстоятельств в нашей стране и существуют две независимые от Москвы православные церковные юрисдикции) – между ними не существует непреодолимых противоречий, а в будущем они обязательно станут единым церковным телом.

Вместе с тем с почтением напоминаем вам, что своим Постановлением от 16 июля 2010 года Божьего Архиерейский Собор нашей Церкви, «заботясь о молитвенном и каноническом единении УАПЦ с полнотой вселенского Православия», принял до официального признания канонической независимости Украинской Православной Церкви Вселенским Патриархатом обязать «Предстоятеля Украинской Автокефальной Православной Церкви к молитвенному поминовению имени Его Святейшества Всесвятейшего Патриарха во время Божественной Литургии и в других священных богослужениях» (Постановление №1) [Постановление №1 Архиерейского Собора Украинской Автокефальной Православной Церкви (г. Киев, 16 июля 2010 г. Божьего) // Архив Патриархии УАПЦ].

Как отметил Собор, такая каноническая мера была введена в качестве видимого признака канонического общения со Вселенским Константинопольским Престолом, а через него со всей полнотой Православия со стороны Украинской Автокефальной Православной Церкви (п. 3 упомянутого выше Постановления).

Понятно, что такая каноническая мера не может окончательно решить вопрос сопричастия между нашей Церковью и ее Матерью – Вселенским Патриархатом. Однако именно эта каноническая мера позволяет нам утверждать, что со стороны Украинской Автокефальной Православной Церкви такое общение уже установлено, а ее клир, учитывая принципы канонического права, уже не может считаться находящимся в схизме.

Учитывая это, обращаем ваше внимание, что для клириков Украинской Автокефальной Православной Церкви поминовение своего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Мефодия является не только требованием Устава нашей Церкви и решений ее Архиерейских Соборов, но и канонической мерой, которая устанавливает сопричастие со Вселенским Константинопольским Престолом с каждым приходом нашей Церкви.

Всечестные отцы!

Каждый из нас чувствует свою ответственность перед историей. И каждый из нас искренне стремится, чтобы день нашего объединения настал поскорее. Однако мы должны помнить: настоящего единения невозможно достичь путем давления, поскольку такие действия обычно приводят лишь к конфронтации и нарушению межконфессионального мира.

Станем же мудрыми и смиренными строителями единой поместной Церкви. Будем уважать друг друга и наших церковных иерархов. Возносим молитвы ко Господу, чтобы с Его ласки в Украине как можно быстрее была окончательно сформирована подлинно единая и действительно поместная Православная Церковь.

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"