В июле УАПЦ отклонило все предложения УПЦ КП, фактически заблокировав процесс объединения украинских церквей. Кто виноват?

Этот материал является определенным итогом события, которое станет одним из наиболее резонансных и заметных в истории объединительного церковного движения.

Напомним, что две Украинские церкви – Киевского патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь – вступили в объединительный процесс, последним этапом которого должен был быть Объединительный собор 14 сентября. Эти переговоры проходили под наблюдением и при посредничестве Вселенского Патриархата и обещали обеим церквям в случае объединения признание Вселенского Патриарха. Для Украины такое объединение могло стать эпохальным событием и означало бы фактическое возвращение в Киев украденную Москвой церковную независимость и возвращение достоинства самой Киевской митрополии. Переговоры сопровождались постоянной критикой процесса со стороны УПЦ МП и утверждением, что один из спонсоров МП Вадим Новинский предлагает деньги архиереям УАПЦ, чтобы те вышли из переговоров. Впрочем, 8 июля УАПЦ отклонила все предложения УПЦ КП, фактически заблокировав процесс.

Мы попросили прокомментировать провал объединительных инициатив в Украинском Православии Наталию Шевчук, верующую УАПЦ, которая занимала должность первого помощника покойного предстоятеля УАПЦ Митрополита Мефодия, а теперь, соответственно, является председателем фонда его памяти. Наталия Шевчук – единственный на сегодняшний день официальный представитель, способный дать оценку события изнутри церкви УАПЦ и единственная в Украине женщина, которая имела статус помощника предстоятеля.  

Помічник-Предстоятеля-УАПЦ-Митрополита-Мефодія-Наталія-Шевчук4

«Я ДО СИХ ПОР НАХОЖУСЬ В ШОКЕ ОТ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО»

–  Вы были советником Митрополита Мефодия. А сегодня – Вы чуть ли не единственный человек в УАПЦ, который не боится публично критиковать нового Предстоятеля. Как состоялась такая эволюция?

– Я никогда не была советником владыки Мефодия; я была его первым помощником. Помощники не определяют курс Церкви. Они помогают в его реализации, чем я непосредственно и занималась.

Как верующий человек, я не могу чего-то бояться, я полагаюсь на Святую волю Господа. Как гражданин Украины, я имею свою точку зрения и имею право ее выражать. К сожалению, неопытность нового Предстоятеля, незнание им церковного протокола, этикета и отсутствие профессиональной пресс-службы, уже крайне негативно отразилось не просто на репутации владыки Макария, но и на авторитете самой УАПЦ, за что сегодня владыка Макарий несет персональную историческую ответственность. Талейран сказал: «Целые народы ужаснулись бы, если бы узнали, какие мелочные люди властвуют над ними».Помічник-Предстоятеля-УАПЦ-Митрополита-Мефодія-Наталія-Шевчук3

В отличие от владыки Макария, Блаженнейший Мефодий был уникальной личностью: он  был прогрессивным, чувствовало время, и окружал себя не мужчинами и женщинами, а образованными людьми, преданными украинскому православию. Владыка Макарий – человек из второго, провинциального, эшелона церковной власти. В свое время он мне сказал: женщина в Церкви – это никто. Почему? – спрашиваю я. А он процитировал мне слова из Библии, слова апостола Павла: женщина в церкви пусть молчит.

– Богословы не советуют читать это место Павла так прямолинейно.

– Я  не хочу вступать в полемику с владыкой Макарием, но факты его биографии удивляют: как человек, который не смог успешно сдать вступительные экзамены в Одесскую духовную семинарию, потом, не владея русским языком, удивительным образом заочно закончил такое авторитетное учебное заведение, как Загорская духовная семинария в Подмосковье. Владыка Мефодий также является воспитанником этой семинарии, поскольку в Украине на то время не было духовных учебных учреждений. Из его воспоминаний я знаю, что учеба в Загорске требовала значительных умственных и психологических усилий…

– И что чувствует вчерашний советник главы Церкви, который сегодня оказался в оппозиции?

– Мне странно слышно такую формулировку: я не нахожусь в оппозиции к Церкви или к Предстоятелю, владыке Макарию. Я защищаю интересы Церкви, своих братьев и сестер по вере, и открыто и публично доказываю свое мнение и точку зрения.

По правде говоря, я до сих пор нахожусь в состоянии шока от того, что произошло. Смерть владыки Мефодия произошла абсолютно неожиданно… Как бывший помощник владыки Мефодия, я бы должна была априори поддерживать нового руководителя УАПЦ. Но я не могу поддерживать человека лишь потому, что он занял определенную должность. Владыка Мефодий очертил определенный церковный курс. Ситуация в УАПЦ при нем не была идеальной. Но она была стабильной и прогнозируемой. Церкви не хватало всего – средств, медиа-влияния, образованных священников… Но владыка Мефодий прилагал значительные усилия, чтобы постепенно, шаг за шагом, улучшать положение.

Владыка Мефодий был личностью. Да, у него были свои недостатки. Я хорошо помню его рабочий стол. На нем всегда лежала кипа бумаг. И разобраться где там и что лежит – мог лишь сам владыка Мефодий… Но он был масштабным и высокообразованным человеком. При нем невозможным было написание церковных документов с грамматическими или орфографическими ошибками.

Возвращаясь к владыке Макарию, надо заметить, что первым документом, какой он подписал как местоблюститель, сразу после избрания, был «цЕркуляр», написанный через букву «е»…

– Это могла быть техническая ошибка.

– Простите, это можно было бы назвать ошибкой во времена Митрополита Мефодия. А теперь – это уже новое «турковско-макариевское правописание» УАПЦ. Посмотрите только на официальные документы архиерейского собора, указы, распоряжения, письма, подписанные Предстоятелем. Они изобилуют ошибками. Как филолог, я не могу без боли смотреть на эти документы.Помічник-Предстоятеля-УАПЦ-Митрополита-Мефодія-Наталія-Шевчук2

– Вы, наверное, постоянно сравниваете митрополита Мефодия и Макария.

– Блаженнейший Мефодий для нас был прежде всего духовным отцом, учителем; я всегда думаю: а что бы сделал в этой ситуации владыка Мефодий? А как бы он отреагировал на это?.. Прошлое не вернется. Это – печально. Но это – жестокая правда жизни… Но кто сказал, что каждый следующий день должен быть для нашей Церкви хуже? Владыка был тяжело больным человеком. Немало его энергии шло на борьбу с болезнью. А владыка Макарий? Он – очень энергичный человек. Но он не направляет свои силы в пользу Церкви.

Владыка Макарий не стоит на одном месте. Это – правда. Он постоянно в движении. Но он ходит кругами. Вчера он был «за» объединение с Филаретом. А сегодня – «против». Что будет завтра? Опять «за»? Или в этот раз мы будем «объединяться» с Митрополитом Онуфрием? Я – водитель с 16-летним стажем. И вот, что я вам скажу: самая большая проблема на дороге – это непрогнозируемый водитель.

«СКАЗАЛ: Я БУДУ ГОЛОСОВАТЬ ЗА ФИЛАРЕТА ВО ГЛАВЕ ОБЪЕДИНЕННОЙ ЦЕРКВИ? ВПЕРЕД: НА СОБОР И ГОЛОСУЙ»

– А какова ваша личная позиция? Вы «за» или «против»?

– Извините, но я что – епископ? Декан? Я участвовала в переговорах? Я принимала на себя обязательства? Руководить Церковью – это дело владык и их ответственность. А что касается владыки Филарета… Я была первым помощником Митрополита Мефодия. И он никогда не спрашивал меня, что я думаю о Филарете. Вопрос, стоит ли с ним объединяться, никогда между нами не обсуждался. У владыки Мефодия была своя позиция относительно владыки Филарета. Когда я начала с ним работать – эта позиция уже существовала. И она никогда не менялась: в своих убеждениях Блаженнейший Мефодий был постоянным и неизменным. Именно поэтому он никогда и не инициировал объединительные процессы, не стремился к объединению с УПЦ КП. Его цель была скромнее: построить с Киевским патриархатом конструктивные отношения, хотя относительно реализации идеи автокефалии, он уповал на почившего в Бозе Блаженнейшего владыку Владимира.

А владыка Макарий? Он вел неформальный диалог с КП еще во времена жизни владыки Мефодия в 2007 году при поддержке Президента Ющенко. Вел этот диалог, собственно говоря, за спиной своего предстоятеля. Даже самый старший по хиротонии владыка Андрей отказался принимать участие в таких кулуарных переговорах. И ни к чему эти переговоры не привели. А заняв должность Местоблюстителя, владыка Макарий четко заявил, что является сторонником объединения с патриархом Филаретом. Я хочу напомнить митрополиту Макарию его собственные слова. Вот передо мной распечатка интервью владыки онлайн-изданию «Духовное величие Львова». Позволю себе прочитать вопрос и ответ. Итак, вопрос корреспондента: «А Вы готовы уступить и соборным решением утвердить предстоятельство Патриарха Филарета»? Теперь ответ владыки Макария: « Я буду за него голосовать!»

Эти самые слова он повторил в интервью Первому казацкому телеканалу…

Сказал: я буду голосовать за патриарха Филарета как за кандидата на главу объединенной Церкви. Вперед: на собор и голосуй… Или, по крайней мере, объясни  свою позицию. Скажи людям честно: все мои слова об объединении были пиаром. Скажи честно: я боялся, что предстоятелем могут избрать более образованного, чем я, митрополита Андрея.

– Недавно Синод УПЦ КП официально признал, что диалог Киевского Патриархата с УАПЦ «стал невозможным». У вас будут какие-то мысли по этому поводу?

– Это – жесткое решение. Но оно логическое и рациональное. Владыка Макарий считал, что сериал «объединение» продлят на второй сезон. И его таки продлили. Но уже без звезды первого сезона.

Как говорил Линкольн, можно все время обманывать некоторых, можно некоторое время обманывать всех, но нельзя все время обманывать всех.

К позиции владыки Макария прислушивались. Но когда слов стало много, а их содержание взаимопротиворечиво, его просто стали игнорировать

– Соцсети после срыва переговоров возмутились, а один священник, причем из Московского патриархата, даже написал: мол, теперь возникла новая конфессия –  УАПЦ Московского патриархата. А вы лично согласны с таким определением?

– Я вижу, что владыка Макарий действительно активно подыгрывает УПЦ МП. Но я категорически не согласна с тем, что моя Церковь – это УАПЦ МП. Владыка Мефодий – не строил «шароварный» филиал МП в Украине. Он строил независимую, то есть автокефальную Церковь. Да, он уважал Митрополита Владимира. Но при жизни Владимира была надежда на то, что УПЦ станет самостоятельнее, провозгласит автокефалию. И все надежды на митрополита Владимира были связаны именно с надеждой на каноническую автокефалию. А сегодня? Владыка Онуфрий – не политик. Он – искренний человек. Вот и смотрите, что он говорит об автокефалии. «Нет, не было и не должно быть».

Я знаю, что среди епископов УАПЦ есть патриоты. Но они не хотят ссориться с Митрополитом Макарием и голосуют «за» каждый раз, когда он их об этом настойчиво просит. Я понимаю этих владык. У них – стабильная жизнь. Они боятся, что УАПЦ может расколоться. Но они равно как и Макарий не хотят думать о будущем.

В обществе существовал запрос на единство. Владыка Макарий почувствовал это и начал обещать объединить Церкви «на будущей неделе». А когда Киевский Патриархат предложил ему реально объединиться – нагло отказался и теперь готовится стать «мучеником» за «свободу и независимость» УАПЦ.

Я внимательно прочитала недавно биографию владыки Макария. И вот что меня поразило – до 1993 года он находился в рядах МП.

Вспомните, что это был за время… 1990 год – провозглашена декларация о суверенитете и состоялся первый собор УАПЦ. 1991 год – провозглашена независимость Украины. 1992 год – от МП отходит митрополит Филарет… А где же все это время находится Митрополит Макарий?

– В Московском патриархате?

– Правильно! Именно там – в Московском Патриархате!

Владыка Макарий абсолютно убежден в своей правоте. Пересмотрите хотя бы интервью, которое берет у него корреспондент «Первого казацкого». Но убежденность в своей правоте не делает его поступки мудрее. У нашего нового предстоятеля отсутствует стратегическое мышление. Он не думает о завтрашнем дне. Макарий сам инициировал объединение с Киевским патриархатом. А теперь сам, своими руками, это объединение хоронит.

Сегодня Макария пиарят русофилы из «Первого казацкого». А что будет завтра? Вот в чем главная проблема священнического УАПЦ. Ни я, ни галицкий православный священник не знает, что будет делать завтра владыка Макарий. На второй день после окончания Поместного собора УАПЦ владыка Макарий заявил: я пойду к Онуфрию и поклонюсь к нему в ноги, чтобы он отошел от Москвы. Прошло время. И я хочу спросить владыку Макария: вы были у владыки Онуфрия? Вы упали ему в ноги? И что он вам ответил? Он будет отходить от Москвы?.  Но меньше об этом. Давайте не будем зацикливаться на личностях…

«МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ ПРЕНЕБРЕГ БЛАГОСЛОВЛЕНИЕМ ВАРФОЛОМИЯ»

– Конечно, ведь УАПЦ – это не только владыка Макарий. А потому мой следующий вопрос о коллективной позиции епископата УАПЦ. 

– Должна вас разочаровать. Потому что я не вижу там какой-то позиции. Скорее там есть опасения, мотивы. А позиция как таковая теперь не сформировано. «Владыке Филарету – говорят владыки УАПЦ – 86 лет». А следовательно, мол, «лучше объединиться с Киевским патриархатом завтра, чем сегодня». Имеется в виду после смерти Филарета. Но эта «выжидательная» позиция не учитывает нескольких факторов. А именно – позиции Константинополя, позиции общества и позиции украинской власти.

Наши владыки годами писали в Константинополь обращение с просьбой так или иначе легализовать нашу Церковь, ввести ее к круг канонических православных Церквей мира. Наконец Константинополь начал активнее решать наш вопрос. И что? Владыка Макарий был в Константинополе. И там ему сказали: «хотите признания? Объединяйтесь с Киевским патриархатом!» Что было дальше – уже знают все. Наши владыки сделали вид, что они глухи и не слышали совета иерархов Вселенского патриархата.

Сначала они сделали вид, что готовы объединяться. А потом, будто «посоветовавшись с деканами» – отказались это делать. Другими словами, пренебрегли благословением патриарха Варфоломия.

На соборе 9 июля наши владыки единогласно «отклонили» все пункты договоренностей комиссий. Но простите!  Это же были не просто договоренности между УАПЦ и УПЦ КП. Это были договоренности, которые были достигнуты при содействии Константинополя! Вы думаете, что Патриарх Варфоломей и его иерархи не сделали выводы из провала переговорного процесса? Поверьте мне, после собора 9-го июля писать Обращение к Патриарху Варфоломею – пустое. Он их не будет рассматривать и даже читать.

Это – фатальная ошибка. Митрополит Макарий повел себя как Янукович. Делал вид, что объединяется с УПЦ КП, а в действительности набивал себе цену у северных братьев…

Теперь о другом факторе, который не учли наши владыки. Это – общественное мнение. Владыка Макарий говорит, что УАПЦ не привыкать противостоять государственной бюрократии. Но УАПЦ противостоит сегодня не бюрократии, а гражданскому обществу. Вспомните как на Майдане скандировали: «Единство! Единство»! А что нынешнее руководство УАПЦ реально сделало для этого единства? Ничего! Все оказалось лишь словами.

«ВПЕРВЫЕ НА БОЛЬШИХ ПРАЗДНОВАНИЯХ УАПЦ БЫЛА В РОЛИ СТАТИСТА»

– Священники привыкли прятаться за авторитетом Библии и Церкви.

– Но современное общество далеко не наивно. Вспомните, что произошло с авторитетом патриарха Кирилла. Во времена Януковича патриарх Кирилл был живым памятником. Помпезные встречи, прямые эфиры… А что думают о Кирилле в Украине сегодня? Рассказывают, что когда в киевских храмах МП успоминают имя Кирилла, то люди массово выходят из храмов. Они не желают даже слышать его имя… И это верующие его родного Московского Патриархата!

Так же молниеносно может сойти на нет и авторитет в обществе УАПЦ. По уровню эрудиции, умению говорить и общаться – Кирилла и Макария даже невозможно сравнивать. И что? Вы надеетесь, что искренняя улыбка Макария спасет УАПЦ? Поверьте мне, этот «сельский гламур» в Киеве не сработает!

«Нас не устраивают условия объединения», – говорят наши епископы. Извините, но в глазах общества – это «поповские разборки». Обществу неважно, на каких именно условиях объединятся Церкви. Для общества важно, чтобы в результате возникла мощная и независимая церковная структура. Наши владыки говорят, что им не нравятся варианты объединения, которые предложил Киевский патриархат. А вы? Что предлагали вы? Где ваш конструктив? Где ваши собственные модели объединения? Или вы умеете только «качать права» и кричать «все пропало?»

Наши владыки словно дети. «Не буду, потому что не хочу». Простите, дорогие, но Церковь – это не ваша частная собственность, здесь нет такого «не хочу!» Не можешь руководить епархией или церковью в целом? До свидания! Покупай обратный билет «Киев-Турков» и освобождай место более достойному!

Теперь о последнем – третьем – факторе. Идет речь о позиции государства. Обратите внимание на выступление Петра Порошенко на торжественном заседании Всеукраинского Совета Церквей по случаю Дня крещения Руси и 1000-летия упокоения святого князя Владимира. Я здесь подчеркнула несколько фраз из выступления нашего Президента. «Преодоление разделения в украинском Православии должно стать делом, в первую очередь, верующих. Власть радуется, если намечается прогресс в объединительных процессах, равно как и огорчается, когда чьи-то мелкие амбиции отдаляют всех нас от большой цели». Как вы думаете, что имел здесь в виду президент? О чьих «мелких амбициях» шла речь? Нетрудно догадаться, что идет речь о митрополите Макарии и других епископах УАПЦ, которые сорвали объединение. И еще один важный момент. Почему Президент упомянул верующих? Речь идет о том, что в условиях паралича епископата именно верующие должны строить в Украине церковное единство.

Митрополит Макарий присутствовал на этом заседании. Но выступить ему не предложили. Владыка Мефодий всегда имел «право голоса» на мероприятиях такого уровня. А владыка Макарий присутстовал там в качестве статиста. О чем это говорит? Это – результат политики «мелких амбиций» владыки Макария.

Что будет дальше?

– В глазах власти и общества УАПЦ превратится из «третьей» по значению православной юрисдикции в одну из маргинальных церковных структур. Владыка Макарий, может, это и «переживет». А вот что будет делать простой священник УАПЦ? Как ему теперь надо будет доказывать свой патриотизм перед местной громадой, властью, журналистами? Как ему теперь бороться за выделение земельного участка? Где искать спонсоров на строительство храма?

Поверьте, эти вопросы были проблемными и во времена предстоятельства Митрополита Мефодия. А теперь… к сожалению, сейчас наша Церковь двигается к остановке «исчезновение». Поверьте, мне больно это говорить. Но – это правда, горькая правда, на которую нас обрекает позиция владыки Макария.

Лана Самохвалова. Киев.

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"