Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Сегодня праздник Сретение. Сретение Господне. Словянское слово Сретение означает встреча.  Встречается ветхое и новое. Вечный Богомладенец Иисус и ветхий завет в лице старца Семиона. Встречается ветхая и новая благодать. В конце-концов встречается старик и младенец. Умилительное зрелище наблюдать за внуками и стариками. Они, словно посвященные в одну и ту же тайну, прекрасно понимая друг друга. И никому не бывает так хорошо со стариками, как маленьким детям, невнятно лепечущим первые слова. Такая же приблизительно поэтическая картина совершилась в Иерусалиме на сороковой день после Рождества Христова

В храме сорокадневный Младенец, Владыка неба и земли с благодатным восторгом и великой радостью был встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. Святой Симеон на закате дней своих произносит дивные слова, которые св. Церковь ежедневно повторяет за вечерним богослужением при закате дня: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей…». Продолжая затем свое пророчество, праведный старец обратился к Деве Марии и, указав Ей на Младенца, сказал: «Се, лежит сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2; 35,36). Эти слова означали, что о Нем будут идти споры и рассуждения, что многие найдут в Нем для себя восстание и спасение, а многие – соблазн и гибель, как о камень разобьют свои мысли и усилия, так и не познав в Нем Бога.

Устами старца Симеона: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…» – сказало последнее слово ветхозаветное человечество. Начинается новое время, исполняются пророчества Богоприимца Симеона.

У иудеев того времени было две традиции, связанных с рождением в семье ребенка.

Во-первых, женщина после родов не могла появляться в Иерусалимском Храме сорок дней (а если родилась девочка — то и все восемьдесят). Как только срок истекал, мать должна была принести в Храм очистительную жертву. В нее входила жертва всесожжения — годовалый ягненок, и жертва во оставление грехов — голубка. Если семья была бедной, вместо ягненка тоже приносили голубку, получалось «две горлицы или два птенца голубиных».

Во-вторых, если в семье первенцем был мальчик, родители на сороковой день приходили с новорожденным в Храм — для обряда посвящения Богу. Это была не просто традиция, а закон Моисеев: его иудеи установили в память исхода евреев из Египта — освобождения от четырехвекового рабства.

И вот, Мария и Иосиф прибыли из Вифлеема в столицу Израиля Иерусалим. С  Богомладенцем на руках, они ступили на порог Храма. Семья жила небогато, поэтому очистительной жертвой Богородицы стали два голубка. Пречистая Дева решила принести жертву из смирения и уважения перед иудейским законом, несмотря на то, что Иисус появился на свет в результате непорочного зачатия.

Читать далее

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"