В чрезвычайно праздничный и важный день крещения Киевской Руси вспоминаем проповедь Василия Липковского, первого митрополита Украинской Автокефальной Православной Церкви, к украинскому народу. Каждое его слово будто излучает искреннюю любовь и преданность церкви и родному народу, а идеи не теряют своей актуальности и сегодня.

Возведение Христовой веры среди нашего народа и значение ее для нашего народа

«Сегодняшний день является большим праздником для нашей Украинской церкви, потому что сегодня, вместе с памятью великого князя Киевского Владимира, мы празднуем и крещение Руси, а Русью назывались тогда Украинцы. Свет Христовой веры в Украине был зажжен еще святым апостолом Андреем, который, как говорит предание, с благовестием Христовой веры дошел до гор, на которых основался город Киев, благословил эти горы и сказал, что на них воссияет благодать Божия.

Но тяжелые условия жизни наших прадедов на горах Киевских, и вообще в Украине, долго не давали загореться этом лучам полным светом. И тогда, как и в последние времен, Украина была тем местом, где толклись разные народы, топтали ее детей, не давали им долго укрепиться, дойти до памяти. Только лет через 800 украинцы смогли объединиться, создать собственное княжество, отбиться от врагов и позаботиться о своем образовании. Предки наши издавна не довольствовались язычеством и много их принимали христианскую веру, но некому было всенародно, так сказать, ввести их в эту веру. Эту большую услугу – всенародное крещения нашего народа – сделал ему св. вел. князь Киевский Владимир в 988 по Р. Хр.

Князь Владимир был с начала искренний язычник и на одной из Киевских гор поставил величественного идола Перуна – бога грома. Но и он стал задумываться над тьмой язычества, заинтересовался верой христианской, и после долгих колебаний и размышлений пошел в греческое место Корсунь, там принял крещение от греческого епископа на православную христианскую веру и женился на греческой царевне. После своего крещения Владимир, вернувшись в Киев, привез с собой греческого епископа и священников и издал приказ, чтобы на назначенный им день 988 года все жители Киева, старые, молодые и дети, собрались в Днепр на крещение.

Весь народ охотно выполнил этот приказ. В назначенный день все пришли к Днепру и вошли в него с детьми, – одни по шею, другие по грудь; епископ и священники греческие, стоя на берегу, читали молитвы крещения и мировали тех, что выходили из воды, а сам Владимир стоял на высокой горе, откуда видно всю торжественность крещения, и искренней молитвой благодарил Господа за этот величественный день. В этот день, говорит летописец, земля и небо веселились.

Неудивительно, что народ украинский почти без всякой борьбы, без всяких колебаний принял христианскую веру, и когда сбрасывали было с горы идола Перуна и он скатился в Днепр и водой его понесло вниз, только небольшой кружок язычников бежал за ним, плакал и причитал: выдыбай, боже!

Почему народ украинский так охотно крестился и не обнаружил такой борьбы за свою языческую веру, которую мы видим у других народов? Поэтому безусловно, что народ наш во времена князя Владимира уже вполне был готов к принятию христианства, уже сам был убежден в том, что христианская вера лучша от языческой. Может и сам князь Владимир, именно под влиянием своего народа, и должен был принять христианство.

Один св. Отец сказал: «Душа человека по природе – христианская». Это прежде всего хочется сказать о душе украинского народа. Он, как будто находясь в темноте язычества, давно стремился к свету Христова и только ждал призыв к нему. А приняв христианство, украинский народ сразу поднял свою христианскую жизнь на высокую степень развития. Об этом свидетельствуют те величественные храмы, которые начали строиться в Киеве и других городах сейчас после принятия христианства, как св. София, Десятинная и другие церкви в Киеве – роскошные и величественные. Об этом свидетельствует большой наклон нашего народа к набожной монашеской жизни, –основание Киево-Печерского и многих других монастырей.

Среди украинцев поднялась большая охота к образованию, к книжной науки. Народ наш, правда, очень благодушно совмещал и освещал Христовым светом и обычаи своей языческой жизни; строгому взору тогдашнего греческого православия, пронизанного монашеским аскетизмом, это казалось очень обидным, но держась еще с языческих времен составленного быта, народ наш навсегда остался непреклонен в православной вере и при всех тяжелых обстоятельствах жизни никогда ей не изменял. Даже когда наш народ видел, что его верх – князья, и высшие руководители отступают от заветов Христа и даже от православной веры, он тем больше, тем прочнее ее держался, и им обеспечивал свою жизнь во время всяких тяжелых обстоятельств и происшествий.

Светлое, ясное небо расцвета христианства над нашим народом скоро стали заволакивать темные тучи. Вот подул ветер с востока и нагнал черную тучу татар, что на несколько сотен лет затмила жизни украинцев, многие сбежали из Украины от этого нашествия, бежали и князья ее и ее митрополиты далеко на север, народ остался один, и только Христова вера, только православная церковь, в которой он объединился, помогла ему подняться и постепенно восстановить свою родную свободную жизнь…

Вот подул ветер с запада, нагнал тучи польского господства, – почти все князья и духовные руководители украинского народа отошли тогда в польскую шляхту, католическую веру, – народ остался один, но непоколебимая его верность православной вере и здесь его спасла, дала ему силу восстановить свою родную жизнь.

Подул наконец ветер с севера – к последнему времени он своим холодом изнурял нашу украинскую душу, даже под лозунгом православия, насылал на нас большие горы своей русификации. Но народ наш всегда смотрел на свою православную веру, как на наиболее твердую почву своей родной жизни, и этой народной совести не истощил из души нашего народа даже трехвековой ветер с севера!

Дорогие братья и сестры! Мы теперь восстанавливаем свою родную свободную украинскую церковь, мы теперь восстанавливаем то здание которое на протяжении прошлой жизни нашего народа несколько раз уже сносило противными ветрами. Льет почву, но основание нашей родной жизни, нашей веры, которая заложена была еще во времена князя Владимира крещением нашего народа, пребывает твердым, непоколебимым, мы верим, что наш народ таки построит на нем такой дом своей родной, свободной жизни, что хоть бы и «дождь пошел и разлились реки и подули ветры и налегли на дом тот, он уже не упадет» (Мф. 7, 25).

Братья! Теперь совершаются большое попытки выбить из-под нашей жизни и саму почву, заложенную во времена св. Владимира, выбросить из жизни нашего народа православную Христову веру и сделать его безверным; уже молодежь нашу воспитывают в этом направлении и вечные заветы Христовой веры хотят изменить изменчивыми лозунгами человеческой науки; вместо твердого камня подставляют под наш дом мелкий песок, – хотят, чтобы наш народ был подобен неразумному человеку, который строит свой дом на песке, и «пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и ударили на дом, и он упал и падение его было великое» (Мф. 7, 27).

Будем теперь порознь укреплять свою исконную, непреклонную почву – нашу православную веру, нашу Украинскую Церковь, будем, объединяться вокруг нее, искренне строить ее, чтобы наша родная жизнь не отошла от света Христова до темноты язычества и безверия, а вместе с тем и окончательной гибели.

А ты, св. Князь Владимир, который молился на горе Киевской за наш народ во время крещения его, молись и теперь перед престолом Божьим в это тяжелое время его возрождения, чтобы укрепилась душа теперь нашего народа Христова верой в своей родной церкви, (ибо душа же нашего народа по природе – христианская!) –Аминь!».

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"