В этот день, 21 октября 1921 протоиерей Василий (Липковский) был избран Митрополитом Киевским и всея Украины, главой Украинской Автокефальной Православной Церкви.
липківський
Митрополит Василий Липковский – одна из центральных фигур церковной истории Украины ХХ века, с именем которого связано начало институциональной борьбы за автокефалию (каноническую независимость) Православной Церкви в Украине от Московского Патриархата.

Митрополит Василий Липковский – писал Блаженнейший Митрополит Мефодий – фигура, масштаб и значение которой для истории Украинской Церкви до сих пор должным образом не осознаны. /…/ В украинском православном богословии сегодня фигура наследие митрополита Василия, к сожалению, рассматриваются в чисто идеологическом аспекте. Для противников автокефалии фигура митрополита Василия является, прежде всего, доказательством того, что движение за поместный статус Украинской Церкви имеет якобы выразительный «протестантский» («пресвитерианский») характер. Что касается сторонников поместности и, в частности, богословов Киевского Патриархата, то для них Василий Липковский – это символ, то есть фигура, которую можно эффективно использовать в конфессиональном противостоянии, но не стоит систематически изучать.

Таким образом, Митрополит Василий Липковский, его религиозная харизма и образ будущего Украинской Церкви становятся заложниками современных идеологических и канонических споров. Историческая роль персоналии закрывает в ней личность с ее уникальным религиозным даром. Жизнь схематизируется, подгоняется под то или иное идеологическое лекало, а многочисленное и разнообразное богословское наследие сводится к так называемым «киевских канонов» 1921 г., вокруг которых уже в течение десятилетий ведутся дискуссии. /…/

Страдальческая смерть митрополита Василия – Божий знак, свидетельствующий о том, что Господь не судит рабов по формальным критериям «каноничности» и «православности» (что толкуется как внешнее следование букве «христианского закона»). Конечно, тот факт, что автокефальное движение в Украине (и его большинство в эмиграции) отказалось от «киевских канонов», свидетельствует о том, что последние имели ситуативный характер, а, возможно, и действительно нарушили в Церкви драгоценное равновесие между верностью традиции и пророческим духом обновления. Однако мученическая смерть – тот факт, что Господь благословил Митрополиту Василию пролить свою кровь за верность Церкви и Украины – показывает, что и его самого, и созданную при его участии УАПЦ, нельзя искусственно вписать в разработанную российскими пропагандистами парадигму «украинского варианта обновленчества».

Подробнее о фигуре Митрополита Василия Липкивского и его роль в истории церковного движения за автокефалию Украинской Православной Церкви читайте в статье Блаженнейшего Митрополита Мефодия “Митрополит Василий Липковский и его послание современном украинству» (в книге Мефодий (Кудряков), Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Автокефальной Православной Церкви. Один народ, один язык, одна Церковь. Избранные рабоы к 15-летию Предстоятельства (2000–2015). Киев, Фонд памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия, 2015. С. 121 – 133).

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"