Ваше Высокопреосвященство!

Мне стало известно содержание Вашего письма Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу от 9 ноября 2017 г.

Я не разбираюсь в тонкостях церковного права. Но, на мой взгляд, это письмо является не чем иным, как предательством Украинского Автокефальной Православной Церкви, которая была основана на Всеукраинском Православном Церковном Соборе УАПЦ в 1921 году и дважды возрождалась в прошлом веке: в 1942 г. на Пинском Соборе и в 1990 г. на первом Поместном Соборе УАПЦ в Киеве.

Поясню свою мысль.

В своем письме Вы просите Московского Патриарха и членов Священного Синода Русской Церкви «с целью уврачевания церковного разделения в Украине содействовать возрождению древней Галицкой Митрополия как новой Поместной Церкви, присутствующей в диптихе Русской Православной Церкви и других канонических Церквей вселенского Православия». Что ж, церковное разделение в Украине действительно необходимо преодолеть . Но почему Вы решили, что каноническое признание УАПЦ Русской Церковью должно состояться через «возрождение древней Галицкой Митрополии»? И почему, обосновывая свою просьбу, Вы просите Московского Патриарха принять во внимание «тот факт, что абсолютное большинство приходов Украинской Автокефальной Православной Церкви расположено на территории Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей»?

Три года назад 4 июня 2015 года Поместный Собор УАПЦ избрал Вас на должность Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля Украинской Автокефальной Православной Церкви. Заняв эту почетную должность, Вы, чтобы сосредоточиться на своих новых обязанностях, должны были бы отказаться от руководства Львовской епархией. Как известно, Вы этого не сделали. А теперь в письме к Московскому Патриарху Вы делаете вид, что УАПЦ якобы существует лишь в пределах трех областей Украины.

Я прошу прощения, Владыка, но Ваш поступок не достоин сана Киевского Митрополита и Предстоятеля УАПЦ.

9–12 декабря 1930 года под пристальным контролем органов госбезопасности состоялся «второй чрезвычайный собор» УАПЦ. Разгромленной накануне УАПЦ было разрешено легализоваться. Но без слова «автокефальная» в названии. Кроме того, желая ослабить нашу Церковь, большевистская власть заставила иерархов согласиться с перенесением руководящего центра УАПЦ из древнего Киева в столицу «Советской Украины» — Харьков.

Это было во времена сталинского террора. А Вы добровольно, живя в демократической стране, отрекаетесь от Киевского церковного центра, пытаясь превратить нашу Церковь в «Галицкую митрополию» с центром во Львове.

Как тогда понимать Вашу политику в отношении Кафедрального Собора УАПЦ в г. Киеве — Свято-Андреевской Церкви? Как известно, сегодня УАПЦ утратила эту святыню. И тем самым лишилась своего Киевского церковного центра. Возможно, Вам никогда и не был нужен Кафедральный Собор в Киеве?

В Украине продолжается война, где ежедневно гибнут наши соотечественники. Многие из них, будучи уроженцами Западной Украины, добровольно поехали на Донбасс, чтобы защищать суверенитет и территориальную целостность Украины. А из Вашего письма четко прослеживается, что Вы предлагаете Москве компромисс — признание иерархов УАПЦ в пределах Галиции в обмен на неформальное признание остальных украинских территорий зоной интересов Московского Патриархата.

Я не знаток церковных канонов. Но понимаю, что в условиях войны любой передел Украины на «зоны влияния» вредит интересам Украинской Церкви и украинского государства.

Вы стремитесь создать в Галиции «новую поместную Церковь». Хотите получить признание своих епископских хиротоний от Московской Патриархии и других Православных Церквей мира. Но что делать епископам, священникам и верующим УАПЦ в других регионах Украины? Какой будет их судьба? Что Вы предложите этим членам нашей Церкви? Самораспуститься? Переехать на постоянное место жительства в одну из трех указанных в Вашем письме областей? Присоединиться к Русской Православной Церкви?

Вы пишете: «Уверены, что, признав Каноническое достоинство епископата Украинской Автокефальной Православной Церкви, святая Русская Церковь создаст необходимые условия для нормализации церковной жизни на древней Галицкой Земле, способствуя тем самым и будущему объединению всего Украинского Православия на базе нового статуса — полной церковной независимости (автокефалии)». Не буду придираться к словам. Поэтому не стану комментировать Ваше выражение «святая Русская Церковь». Но Украина — это не только Львов или Галичина. Украина не ограничивается тремя областями. Украина — это еще Киев, Чернигов, Винница, Полтава, Черкассы, Сумы, Житомир, Черновцы, Днепр, Одесса, Херсон, а также временно оккупированные агрессором Донецк, Луганск и Крым. Вы вспоминаете о «нормализации церковной жизни на древней Галицкой Земли». Вы хотите, чтобы православные христиане в трех упомянутых Вами областях объединились в Галицкую Митрополию, которую, как вы надеетесь, признает Русская Церковь, а за ней и остальной православный мир. Владыка, а что же делать с остальными украинскими территориями? Пусть ситуация там остается ненормальной?

Какова же тогда цена Вашим обещаниям Вселенской Патриархии? Вы неоднократно публично заявляли, что находитесь в постоянном контакте с Фанаром. Говорили Вы и о том, что «вот-вот» на базе храмов приходов УАПЦ должно открыться представительство (подворье) Константинопольского Патриархата. А из Вашего письма следует, что все это время Вы лелеяли совсем другие надежды и планы — создать с помощью Московского Патриархата «Галицкую Митрополию» на базе трех епархий УАПЦ. Скажите, Владыка, Вы считаете такое поведение Киевского Митрополита достойным?

В 1939 году представители СССР и гитлеровской Германии подписали пакт о ненападении (пакт Молотова — Риббентропа), тайное дополнение к которому определяло сферы взаимных интересов обоих государств в Восточной Европе и раздел Польши. Ваше письмо напоминает мне межцерковный пакт, предусматривающий негласное распределение сфер взаимных интересов Московской Патриархии и УАПЦ. Пакт, в котором УАПЦ соглашается с тем, чтобы 22 области Украины (не считая Крыма) относились к сфере интересов Московского Патриархата, а три западноукраинские области — к сфере интересов УАПЦ. Простите, Владыка, но разве Вы не понимаете, что переписка с высшим руководством Русской Церкви во время войны на предмет неформального распределения сфер влияния в Украине — это предательство интересов своего народа?

Вы просите признать епископские хиротонии, которые были совершены с 1990-го по 1996 год. Но большинство членов Архиерейского Собора УАПЦ получило епископский сан после 1996 года. Что же тогда делать с этими епископами? В современной УАПЦ 14 епископов. Однако, как можно легко выяснить из церковного календаря УАПЦ за 2018 г., в период, указанный Вами в письме, были рукоположены только три действующих архиерея УАПЦ: нынешние митрополиты Андрей Абрамчук (апрель 1990 г.), Роман Балащук (май 1990 г.) и Макарий Малетич (ноябрь 1996 г.).

Прошу прощения, Владыка Макарий, а какой статус Вы предусмотрели для остальных 11 епископов УАПЦ? Какой будет их судьба? Их почислят за штат? Перерукоположат? (Но, простите, почему?) Предложат присоединиться к Московскому Патриархату? (Но в каком качестве — как епископов, как священников или мирян?)

Вы подписали свое письмо к Московскому Патриарху словами: «От имени Архиерейского Собора УАПЦ». Но рассматривалось ли Ваше письмо на Архиерейском Соборе? Когда? И почему тогда Вы скрыли это решение от священников и верующих УАПЦ?

И напоследок. Я прекрасно знаю Ваш стиль и понимаю, что текст, под которым стоит Ваша подпись, написан не вами и, возможно, не на территории Украины. Более того, я полагаю, что Вы не до конца поняли смысл письма, которое подписали.

И последний вопрос. Владыка, кто именно предложил Вам подписать это письмо? С кем Вы советовались перед тем, как его подписать? Кто пообещал Вам передать это письмо адресату? Кто гарантировал, что адресаты, то есть Московский Патриарх и Священный Синод, положительно рассмотрят Ваши просьбы?

Владыка, не молчите. От Вашего ответа зависит судьба Украинской Автокефальной Православной Церкви. Не искушайте верующих — укажите, кто ввел вас в заблуждение. Опровергните содержание договоренностей. Или скажите, что это не Ваше письмо и не Ваша подпись. Потому что даже если таким образом Вы скажете неправду, Вы тем самым спасете лицо нашей Церкви и публично отмежуетесь от письма, которое, хочется верить, подписали неосознанно, не понимая всех опасностей подобных договоренностей или особо не вникая в его содержание.

Еще раз прошу Вас, Владыка, не молчите! Если я не получу от Вас оперативного и исчерпывающего ответа на высказанные в этом письме вопросы, то буду вынуждена с грустью в сердце признать, что Вы действительно готовы заключить сепаратные договоренности с руководством Русской Церкви за спиной верующих, священства и большинства архиереев Украинской Автокефальной Православной Церкви.

Как Вам прекрасно известно, я не вхожу в круг Ваших сторонников и публично Вас критикую. Но мне дороги история, традиции и будущая судьба нашей Церкви. Понимаю я и другое. Если у Вас и есть ряд недостатков, среди этих недостатков не отсутствует патриотизм. Как уроженец Западной Украины и давний деятель автокефального движения Вы просто должны быть патриотом своей страны. А значит, даже подписав по каким-то непонятным мне причинам упомянутое письмо, должны теперь от него публично отказаться.

 

С уважением к Вашему сану

Наталья Шевчук,

глава Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"