Встречу комиссий по диалогу УАПЦ и УПЦ КП, состоявшаяся 8 июня, комментирует Наталья Михайловна Шевчук, Первый помощник Предстоятеля УАПЦ Блаженнейшего Мефодия, глава Фонда памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия.

уапц+упцкп

Результаты встречи комиссий по диалогу Украинской Автокефальной Православной Церкви и Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата приятно удивили. Прежде всего – новыми условиями, предложенными со стороны Киевского Патриархата. Последний Собор УАПЦ продемонстрировал, так сказать, анархический характер нашей Церкви. Это что-то очень живое и традиционно украинское по своей ментальности. Но одновременно – неуправляемое, хаотичное… Казалось бы, что объединение в таких условиях просто невозможно. С одной стороны, «православная казацкая вольница», а с другой – неуступчивость, упрямое желание присоединить, а не объединиться. Но пересмотрев условия предлагаемой «унии» между УАПЦ и УПЦ КП, я была приятно удивлена. Ведь очевидно, что это условия, о которых долгое время говорил владыка Мефодий. Я не знаток канонических тонкостей. Да и вообще церковная политика – дело не женское. Но, на мой взгляд, только одиннадцатый пункт гласит, что на этот раз Киевский патриархат выдвинул реалистичные условия объединения. Поскольку впервые Киевской Патриархат согласился, что на объединительном соборе будет обсуждаться кандидатура предстоятеля. Цитирую: «На Объединительный Собор выносятся все предложения и условия объединения, утвержденные Собором УАПЦ (4–5 июня 2015 г.) и Священным Синодом УПЦ КП (12 мая 2015 г.), в том числе вопросы Предстоятеля и названия объединенной Церкви, принимая во внимание позицию Собора УАПЦ относительно названия для объединенной Церкви «Украинская Автокефальная Православная Церковь Киевский Патриархат». Решение по всем вопросам Объединительный Собор принимает большинством голосов».

Вызывает оптимизм и современная политика Константинополя. А именно то, что под Итоговым решением комиссий для ведения диалога стоят подписи не только митрополитов Андрея и Димитрия, но и епископов Вселенского патриархата. Это – символический шаг. А вместе с тем очень серьезная ответственность обеих сторон перед Патриархом Варфоломеем. Что окажется для владык более ценным – личные интересы или интересы Церкви, перспектива служить в признанной мировым православием единой поместной Церкви? Я помню слова Блаженнейшего Мефодия, который говорил: «Во имя единства и статуса Церкви в мировом православии я готов уйти с должности в любой момент». Теперь пришло время посмотреть, насколько искренними и ответственными были аналогичные слова Митрополита Макария.

Я недавно довольно жестко критиковала позицию владыки Макария. Это была моя реакция на второй день работы Собора УАПЦ. Но я – человек справедливый. И если владыка сдержит свое слово и пойдет на реальное объединение, таки воспользуется условиями, которые ему сегодня предложили, – я буду гордиться такими поступками нового Предстоятеля УАПЦ.

Церковная политика или, как ее наверняка будет точнее назвать – церковная дипломатия, – это сфера, где оперируют не догмами, а интересами. Интересами церковных сообществ, групп. В Завете владыки Мефодия четко указано, что он благословляет, цитирую: «Продолжить диалог с епископатом УПЦ Киевского Патриархата и украиноцентричной частью епископата УПЦ (во главе с митроп. Александром Драбинко) об объединении в единую поместную и канонически признанную Вселенским Православием Православную Церковь, но не принимать решений относительно объединения с другими православными юрисдикциями в Украине без канонического благословения Его Святейшества Всесвятейшего Патриарха Вселенского Варфоломея».

уапц+упц-кп єднання-уапц-і-упц-кп обєднання-уапц-і-упц-кп

Викликає оптимізм і сучасна політика Константинополя. А саме те, що під

Присутствие владык Илариона и Даниила свидетельствует о том, что переговорный процесс проходит под патронатом Вселенского Патриарха. А значит, это условие Духовного Завета владыки Мефодия по Божьей милости выполняется. Что касается диалога с проукраинской частью УПЦ, то он, честно говоря, пока не ведется. Владыка Макарий решил, что более эффективным будет диалог с Митрополитом Онуфрием, которого он публично пообещал убедить отойти от Москвы. Что ж – дело благородное, хотя и абсолютно неосуществимое, с моей точки зрения. Но победителей не судят. Удастся владыке Макарию убедить митрополита Онуфрия отойти от Москвы – пойду и поклонюсь ему в ноги.

А сегодня хочется выразить благодарность владыке Андрею, возглавлявшему переговорный процесс с УПЦ КП. За все годы диалога наконец удалось договориться о достойных условиях объединения, в том числе и благодаря дипломатическому таланту владыки Андрея, которому удалось результативно провести переговоры с Киевским Патриархатом.

Наконец, еще об одной маленькой, но приятной вещи. После того как я раскритиковала Обращение нашего поместного собора к президенту, оно исчезло с сайта Львовской епархии УАПЦ. Говорят, что его теперь перерабатывают, делают разумным, убирают слова о «шантаже» и «угрозах», которые звучали в адрес Кабмина и Администрации президента. Я благодарна владыкам, что они прислушались к моей критике. Когда критика воспринимается конструктивно, это свидетельствует, что люди не гордые, а смиренные духом, думают и заботятся не о себе лично, а об интересах Церкви в целом.

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"