mefodiiСкачать брошюру с информацией по выставке в формате pdf (на украинском языке) можно здесь.

Биография

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Мефодий (при рождении – Валерий Андреевич Кудряков) – выдающийся деятель украинского национально-церковного движения ХХ века, Предстоятель Украинской Автокефальной Православной Церкви в течение 2000-2015 гг., Третий глава УАПЦ после Святейшего Патриарха Мстислава (Скрыпника) и Димитрия (Яремы).

Блаженнейший Мефодий родился 11 марта 1949 в городе Копычинцы Гусятинского района Тернопольской области. В 1968 г. закончил обучение в средней школе г.. Монастыриска. В 1977-1981 гг. учился в Московской Духовной Семинарии. 27 июня 1981 Митрополитом Львовским и Тернопольским Николаем (Юриком) рукоположен в сан диакона, а 28 июня того же года – в сан священника (целибат). В 1985 – назначен благочинным по Тернопольской области. В 1986-1990 гг. – обучение на заочном отделении Московской Духовной Академии.

Мефодій

В 1990 – протоиерей Валерий Кудряков присоединяется к клиру Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1993г. – принял монашеский постриг с именем Мефодий равноапостольного Мефодия, учителя славянской азбуки. 1995 года – назначен управляющим канцелярией Святейшего Патриарха Киевского и всей Руси-Украины Владимира (1993-1995). 17 августа 1995 Святейшим Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Владимиром и епископом Донецким и Луганским Изяславом (Каргой) рукоположен в сан епископа Хмельницкого и Каменец-Подольского. 19 октября 1995 после смерти Святейшего Патриарха Киевского и всея Руси-Украины Владимира признал юрисдикцию Украинской Автокефальной Православной Церкви. В 1997 году возведен в сан архиепископа, в 1999 г. – в сан митрополита Тернопольского и Подольского.

1 марта 2000 решением IV Поместного Собора Украинской Автокефальной Православной Церкви избран местоблюстителем Патриаршего престола УАПЦ. 14 сентября 2000 – избран Предстоятелем Украинской Автокефальной Православной Церкви с титулом митрополита Тернопольского и Подольского. В 2002г. Принимает на себя титул Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

бібліотека-Митрополит_Мефодій

24 февраля 2015 на 66-м году жизни в результате тяжелой болезни умер в Киеве. Похоронен у Кафедрального собора Рождества Христова Тернопольской епархии УАПЦ (г. Тернополь, ул. Русская, 22).

Поместная Церковь

Самопровозглашение автокефалии и третье возрождение УАПЦ в Украине опиралось на объективные исторические процессы и было оправдано с пастырской точки зрения. Однако вследствие этого процесса украинское Православие оказалось разделенным на три ветви, только одна из которых на сегодня имеет признание Вселенского Православия. В течение 2000-2015 гг. Вселенский Патриарх Варфоломей и канонически подчиненные ему иерархи УПЦ в США и УПЦ в Канаде неоднократно подчеркивали важность объединения разделенной Киевской Церкви. С дипломатической целью (в частности, для содействия объединению УАПЦ и УПЦ КП) Украины посещали иерархи Постоянной конференции украинских православных епископов за пределами Украины.

Однако учитывая огромное давление, которого претерпевает процесс консолидации украинского православия со стороны Москвы, историческое объединение до сих пор не произошло. Единство украинского православия крайне актуально во времена войны и разделения общества. Однако оно не состоится без активного участия в объединительных процессах патриотически настроенных верующих православных Церквей. Как считал Блаженнейший Митрополит Мефодий, главной целью УАПЦ на современном этапе является выход из канонической изоляции (инспирированной Москвой) и установление сопричастия со Вселенским Патриархатом, в составе которого в течение семи веков находилась Киевская Митрополия.

010-Бібілотека-Митрополита-Мефодія

В мире более 260 000 000 православных, принадлежащих к 14 канонически признанным мировым Православием Автокефальным Церквям и трем Автономным Церквям. Все они строят свою церковную жизнь на основе канонической традиции. Блаженнейший Митрополит Мефодий считал, что древняя Киевская Церковь имеет историческое право на автокефалию. Занимая должность Предстоятеля, он был готов временно отказаться от самопровозглашенной автокефалии для того, чтобы получить каноническое признание УАПЦ, восстановив канонический статус Киевской Митрополии, бывший у нее до неканонического соединения с Московским Патриархатом 1686 (автономная Митрополия в составе Вселенского Константинопольского Патриархата). Блаженнейший Митрополит Мефодий сделал немало для того, чтобы УАПЦ развивалась именно как Поместная Церковь, которая является неотъемлемой частью мирового православия.

В Духовном завещании Блаженнейший завещал продолжение многолетнего курса УАПЦ на установление сопричастия со Вселенским Патриархатом, продолжение, по благословению Вселенского Патриарха, диалога с другими православными юрисдикциями об объединении в Единую Поместную и канонически признанную вселенским православием Православную Церковь.

Экспозиция

На экспозиции представлена небольшая часть библиотеки Блаженнейшего, его рукописи и личные вещи из рабочего кабинета. Блаженнейший был человеком книги; книга для него была верным другом на протяжении всей жизни. Именно книги из библиотеки Его Блаженства лучше всего и глубже всего характеризируют личность Митрополита Мефодия.

Виставка-пам`яті-Митрополита-Мефодія-Тернопіль273

Облачение Блаженнейшего Митрополита Мефодия

Клобук – головной убор, состоящий из камилавки и куколя. Сначала это был княжеский головной убор в виде колпака, отороченный мехом, с пришитым к нему небольшим покрывалом, спадающим на плечи. Такие клобуки носили на Руси монахи и епископы. Белый цвет митрополичьих и патриарших клобуков символизирует исключительную чистоту помыслов.

клобук

Мантия – длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на воротнике, спускается к земле и покрывает подрясник и рясу. Символизирует отчуждение монахов от мира. В первохристианские времена это была одежда всех христиан, обратившихся к вере от язычества и отрекшихся от званий и чинов, которые они имели в языческой среде. Такая длинная накидка из простейшей ткани означала отречение от идольского служения и смирение. Впоследствии она стала принадлежностью только монашества.

Мантія

Панагия – нагрудный знак епископа. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. С середины ХVII века Киевским Митрополитам предоставлено право носить две панагии и крест.

Виставка-пам`яті-Митрополита-Мефодія-Тернопіль277

Посох – в повседневной жизни епископы носят посохи, отличные от тех, что используют во время богослужения. Повседневные посохи епископов – это обычно длинные деревянные палки с оправой и утолщением в верхней части с резной кости, дерева, серебра или другого металла. Повседневные посохи имеют гораздо более древнее происхождение, чем богослужебные жезлы.

Жезло Митрополита Мефодія

Богослужебное облачение

Епископы Православной Церкви кроме богослужебного священнической одежды имеют особые, архиерейские ризы.

Стихарь-подсакосник – по происхождению это одно из древнейших богослужебных одеяний. В древности эта одежда была известна под такими наименованиями, как: стихарион, альба, туника. Почти все эти названия означали обычную нижнюю одежду, которую в древности носили мужчины и женщины. Христианская церковь занесла эту одежду в число священных по образцу ветхозаветной священнической одежды, известной как хитон или у первосвященников – подир. Архиерейский подризник (в церковном обиходе называемый также подсакосником) имеет так называемые гамматы, или ленты, стягивающие рукава у запястья. Гамматы считают символическим изображением крови, льющейся из рук распятого Иисуса Христа.

014-Облачення-Блаженнішого-Митрополита-Мефодія-Предстоятеля-УАПЦ

Поручи – немного изогнутая полоса плотной ткани с изображением креста в середине, обшита по краям лентой другого оттенка. Поручи надевают на оба рукава, они символизируют Божью силу, силу и мудрость, которые даются священнослужителям для совершения божественных священнодействий. Крест на поручах означает, что Сам Господь через руки священнослужителей осуществляет таинства Своей Божественной силой.

Епитрахиль (греч. «епитрахилион» – «то, что вокруг шеи») – предмет одежды священников и епископов. Исторически происходит от диаконского ораря (длинная полоса из парчовой или другой цветной ткани, что простирается спереди и сзади почти до пола.) Сделанная из ораря епитрахиль означала, что священник, не теряя благодати диакона сана, приобретает удвоенную благодать, по сравнению с диаконом, что предоставляет ему право и обязанность быть вершителем Таинств Церкви и вообще священства. Это не только двойная благодать, но и двойная ответственность.

Палица – ромбовидный плат с изображением креста посередине, одним углом прикреплен к ленте, носят его с правой стороны. Прямоугольная форма палицы напоминает о Четвероевангелии, а также символизирует духовный меч, которым есть Слово Божие.

Омофор. Древнейшим архиерейским одеждой является омофор. Покрывает плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним концом спускается с левого плеча спереди, а второй – с того же плеча сзади. Омофор означает, что архиерей в Церкви есть образ Христа Спасителя, который искупил Своим подвигом человечество, следовательно, он так же заботиться о вверенной ему пастве, как и Господь заботился о людях. Омофор сочетает два главных символических значения: уподобление епископа Христу в заботе о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, данной для этого епископу.

Митра – головной убор архиереев во время богослужения. Древние церковные источники свидетельствуют, что Иоанн Богослов и Иаков, брат Господа, священники Христа носили на головах повязку с золотой дощечкой. Это был головной убор, предназначенный для богослужений. Современная митра – высокая твердая шапка, украшенная парчовой вышивкой, драгоценными камнями и иконами, которая плавно сужается к ободу вокруг головы. Такие очертания митра получила в ХVIII-ХIХ веках. Знаменует собой золотые венцы, которыми будут венчаться праведники в Царствии Небесном на брачном празднике Христа.

Богослужебные принадлежности

Дикирий и трикирий – подсвечники для двух и трех свечей, которыми архиерей благословляет молящихся. Две свечи напоминают о человеческой и Божественной природе Господа Иисуса Христа, а три свечи – о Пресвятой Троице: Отца, Сына и Святого Духа.

Горний престол. Престол – это устроенное на возвышении сидение, трон верховного правителя – императора, князя и тому подобное. В христианскую литургическую традицию престол попал благодаря Откровению Иоанна Богослова, где упоминаются престолы, на которых во время суда сидят Господь Вседержитель (в центре) и 24 старца. Еще во времена раннего христианства в подземных храмах на возвышении устраивалась кафедра епископа. В центре восточной стены алтаря на Горном месте устанавливается кресло, а слева и справа от него – полукругом места для духовенства.

01Виставка-пам`яті-Митрополита-Мефодія-Тернопіль278

Орлец – небольшой круглый ковер с изображением орла, летящего над городом, элемент православного епископского богослужения. Впервые их начали применять с XIII века в Византии, тогда они представляли собой нечто вроде почетной награды императора Константинопольским Патриархам.

Зарождение и становление автокефального движения в памятниках церковной культуры

1

На выставке представлена ​​коллекция антиминсов, которые были выписаны для общин Тернопольщины различными церковными иерархами. Коллекция содержит антиминсы как иерархов УАПЦ времен ее становления, так и антиминсы советских времен, которые были выписаны иерархами РПЦ, в юрисдикции которых находилась нынешняя Тернопольская епархия.

антимінси

Антиминс – прямоугольный, шелковый или льняной плат, используется для проведения Литургии в Православных Церквах византийской традиции. По центру, ближе к верхнему краю в специальный кармашек вшиваются частиц святых мощей мучеников. Антиминс украшают особыми изображениями. Он освящается только епископом и им же подписывается, свидетельствуя о благословении архиерея на служение Литургии, а также где, когда и для какого храма произошло это освящение.

Фонд памяти Блаженнейшего Митрополита Мефодия

Фонд создан в память о покойном Предстоятеле Украинской Автокефальной Православной Церкви, Митрополите Киевском и всея Украины, Блаженнейшем Мефодии его ближайшим окружением. Цель деятельности Фонда: разработка и издание работ Блаженнейшего Митрополита Мефодия, создание в Тернополе музея новейшей церковной истории УАПЦ, сохранение памяти о Его Блаженстве, дела социального служения, духовного просвещения и другие дела христианского милосердия; деяния, способствующие развитию и поддержке украинского православия, содействие осуществлению дел духовного завещания Блаженнейшего.

Скачать брошюру с информацией по выставке в формате pdf (на украинском языке) можно здесь.

Книга Блаженнішого Митрополита Мефодія "Один народ, одна мова, одна церква"